Рекомендации Министерства просвещения  по организации обучения учащихся на период с 23 марта по 12 апреля

Автор: | 25.03.2020

С 23 марта до 12 апреля включительно все российские школы переходят на режим каникул или дистанционные формы обучения. Также на удалённую учёбу переводят студентов учреждений СПО.

Минпросвещения России разработало, опубликовало и направило в регионы Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — Методические рекомендации). В них описаны примерные модели реализации образовательных программ, особенности проведения учебной и производственной практик в дистанционном формате, приводится пошаговая инструкция организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп.

Например, общеобразовательным организациям рекомендуется проводить учебные занятия, консультации, вебинары на школьном портале или другой платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.

Предлагается следующая модель реализации общеобразовательных программ в дистанционном формате:

  1. Прежде всего школа разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего и итогового контроля по учебным предметам;
  2. Следующий шаг — это формирование расписания занятий на каждый учебный день по каждому учебному предмету с учетом сокращения продолжительности урока до 30 минут;
  3. Затем школа информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) с новым форматом обучения, в том числе с расписанием занятий, графиком проведения текущего и итогового контроля, консультаций;
  4. При организации дистанционного обучения также необходимо обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
  5. Следует обратить внимание и на такую рекомендацию — родители (законные представители) должны подтвердить выбор дистанционного обучения документально: в виде письменного заявления.
  6. Далее рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.
  7. И только после проведенной подготовки в соответствии с техническими возможностями школа организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов, например, с помощью «Скайпа» (пошаговая инструкция дана в Приложении).
  8. Учителям рекомендуется , планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
  9. Директорам школ рекомендуется: взять на себя организацию ежедневного мониторинга кто из детей фактически приходит в школу, кто учится дистанционно, кто — болеет и учиться вообще не может. Отмечено, что при необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В Методических рекомендациях приведены телефоны для консультаций:

Горячая линия по координации и поддержке региональных и муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций: +7 (495) 984-89-19.

Горячая линия методической поддержки учителей и родителей: +7 (800) 200-91-85 (круглосуточно в режиме 24/7).

Телефоны для консультаций по вопросам среднего профессионального образования:

+7 (977) 978-29-69,

+7 (977) 978-30-31,

+7 (985) 457-67-15 (для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также по вопросам движения «Абилимпикс»). Примечание

На сайте «Российской газеты» опубликована информация о том, что Институт образования НИУ ВШЭ подготовил полезные пошаговые советы-карточки учителям и директорам школ по переходу на дистанционное обучение (автор карточек Наталья Киселева, заместитель министра образования Московской области).

Обратим внимание на такие полезные советы, которые важны при организации дистанционного обучения.

  • провести мониторинг. есть ли у всех интернет, гаджеты, необходимые для обучения онлайн приложения;
  • классным руководителям собрать данные об электронной почте, о наличии электронных устройств у учеников и их родителей;
  • 5-6 часов за компьютером для ребенка — недопустимая нагрузка;
  • отправка одной домашки по почте — точно неэффективна;
  • наладить обратную связь с детьми и родителями: по электронной почте или электронному дневнику;
  • объяснить, родителям, как они могут контролировать обучение детей;

-спросить у учеников и родителей через онлайн-опросы что нужно изменить.

Отметим, что при организации дистанционного обучения гигиенические требования к режиму образовательной деятельности, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10 (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности), не отменяются, хотя этот вопрос в Методических рекомендациях и не рассматривается, кроме рекомендации на сокращение продолжительности урока до 30 мин. Важно! Родителям наладить контроль и оказывать помощь своим детям, осваивающим учебные предметы в формате дистанционного обучения, предварительно ознакомившись на школьном сайте с Положением о дистанционном обучении, расписанием занятий, графиком и формами