Прокуратура Шенталинского района разъясняет:

Автор: | 10.12.2019
«Последствия постановки неблагополучных семей на учет в ОВД»В соответствии с приказом МВД России «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» на учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся родители, отрицательно влияющие на детей. К данной категории относятся родители или лица их заменяющие:

  • должным образом не исполняющие свои конституционные обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих несовершеннолетних детей, что связано с отрицательным влиянием на их поведение, которое выражается в злостном употреблении спиртных напитков, одурманивающих веществ, употреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
  • совершающие деяния, способствующие безнадзорности, беспризорности и попрошайничеству несовершеннолетних детей;
  • втягивающие своих несовершеннолетних детей в преступное или асоциальное поведение либо способствующие совершению ими преступных деяний;
  • совершающие в отношении своих детей различные противоправные действия, в том числе допускающие жестокое с ними обращение;
  • нарушающие нормальное физическое и психическое развитие детей и подростков.

О факте постановки на учет уведомляются все заинтересованные службы.

После постановки на учет проводится обследование материально-бытовых условий неблагополучной семьи, в ходе которой делается комплексный вывод о том, имеется ли должный контроль за поведением несовершеннолетних детей со стороны родителей или законных представителей, какое влияние оказывают на поведение ребенка внутрисемейные отношения, материально-бытовые условия проживания.

В последующем акт обследования жилищно (семейно-, материально)- бытовых условий семьи составляется не реже чем один раз в год.

На протяжении всего периода работы с семьей устанавливаются лица, с которыми общаются родители и которые также отрицательно характеризуются (злоупотребляют спиртными напитками, совершают какие-либо антиобщественные, противоправные действия).

Впоследствии семья, постановленная на учет как неблагополучная, ежемесячно проверяется по месту жительства сотрудниками полиции и социальными службами, с членами семьи проводятся профилактические мероприятия, направленные на нормализацию микроклимата в семье.

В случае если обстановка в семье не улучшиться это является основанием для постановки вопроса о лишении родителей родительских прав в отношении несовершеннолетних детей.

Заместитель прокурора района

М.Н. Ямалтдинов

Вверх раздела «Азбука права»



«В каких случаях несовершеннолетнего могут заключить под стражу».Дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

  1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

К исключительным можно в частности отнести, случаи когда несовершеннолетний:

  1. не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
  2. его личность не установлена;
  3. им нарушена ранее избранная мера пресечения;
  4. он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Заместитель прокурора района
М.Н. Ямалтдинов
Вверх раздела «Азбука права»



Охрана здоровья обучающихся лиц.Все обучающиеся в образовательных организациях в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеют право на охрану жизни и здоровья.

На охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях направлены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10. (далее — СанПиН).

Согласно требованиям СанПиН оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов должно быть организовано в первую смену

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков;
  • для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков;
  • для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, где должен использоваться «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый).

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Руководитель общеобразовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения указанного СанПиН.

Соответствующая ответственность предусмотрена ст. 6.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

24.04.2017 Прокуратура Шенталинского района

Вверх раздела «Азбука права»



Особенности регулирования труда несовершеннолетнихВыбор рода занятий, места работы — один из самых серьезных и ответственных шагов, от которого не только зависит благосостояние семьи, но и складываются жизненные перспективы человека. В настоящее время молодые люди стремятся как можно раньше начать зарабатывать, но многие работодатели опасаются брать несовершеннолетних на работу, полагая, что это создаст для них дополнительные сложности и расходы.

Трудовая деятельность несовершеннолетних работников действительно имеет определенные особенности, но они никак не станут тяжелым бременем для предприятия. Нельзя также не отметить, что трудовая занятость подростков в свободное от учебы время имеет важнейшее значение в профилактике преступности несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 20 Трудового Кодекса РФ, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а также:

  • лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, для выполнения легкого труда;
  • лица, получающие общее образование и достигшие возраста четырнадцати лет, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда;
  • лица, не достигшие возраста четырнадцати лет с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Применение труда несовершеннолетних запрещено на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра, и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру; при приеме на работу им не устанавливается испытание; продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до шестнадцати лет не может превышать 24 часов в неделю, а для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 35 часов в неделю.

19.05.2017 Прокуратура Шенталинского района

Вверх раздела «Азбука права»


Обучение детей с инвалидностью

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

  1. осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
  2. развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
  3. интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов. Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н утвержден Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

В соответствии со ст. 79 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

26.05.2017 Прокуратура Шенталинского района

Вверх раздела «Азбука права»



«Бесплатное лекарственное обеспечение детей»Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на получение бесплатной медицинской помощи.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в частности статьи 80 и 81, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» устанавливают, что детям первых трех лет жизни, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет все лекарственные препараты, показанные для применения в данном возрасте, по рецептам врачей предоставляются бесплатно.

Льготный отпуск лекарственных средств осуществляется по рецептам врачей, выписанным в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии – группировочному наименованию, а в случае их отсутствия препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.

С выписанным рецептом пациенту (его законному представителю) необходимо обратиться в аптечное учреждение, осуществляющее льготное лекарственное обеспечение.

Прокуратура Шенталинского района

Вверх раздела «Азбука права»



«Основания для отказа в приеме в образовательные учреждения»Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на образование.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также общедоступность и бесплатность образования.

В то же время существует территориальный принцип приема в образовательные организации, суть которого заключается в том, что за каждой образовательной организацией закрепляется определенная территория, жители которой имеют преимущественное право на прием в данную образовательную организацию.

Однако территориальный принцип не абсолютен и означает возможность приема в школы лиц, не проживающих на закрепленной территории, так как право на выбор образовательной организации (школы) для получения общего образования не отменяется: каждый гражданин имеет право выбирать, в какой образовательной организации обучать ребенка.

В соответствии с п. 8 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 22.01.2014 № 32, образовательная организация, с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в Интернете, в средствах массовой информации (в том числе электронных), информацию о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории и о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

С учетом изложенного отказать в принятии в школу ребенка, не проживающего на закрепленной территории, можно только в случае отсутствия свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории.

Прокуратура Шенталинского района

Вверх раздела «Азбука права»